ISSN 3034-2031

Агитационный текстиль 1920–1930-х годов: к вопросу о Центральной рисовальной мастерской при Иваново-Вознесенском государственном текстильном тресте

Г. А. Карева
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина», 153012, Россия, Иваново, ул. Советская, д. 29
galina_kareva10@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена Центральной рисовальной мастерской при Иваново-Вознесенском текстильном тресте и является первой попыткой рассмотреть объединение художников как явление в контексте промышленной истории региона. Для решения этой задачи использованы источники документального фонда Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина и записная книжка заведующего мастерской П. Г. Леонова из частной коллекции.

Создание единой централизованной рисовальной мастерской способствовало укреплению роли треста как производственно-коммерческой единицы. Разработанные в мастерской рисунки запускались в производство на нескольких фабриках региона, ткани продавались под маркой Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста, а самобытность рисунков отдельных предприятий нивелировалась. Художественная мастерская регламентировала и управляла процессом создания текстильных орнаментов в иваново-вознесенском регионе, ее развитие определялo периоды развития региональной школы текстильного дизайна. Огромную роль в формировании мастерской сыграл ее руководитель Петр Леонов, во многом определивший кадровую политику.

Статья содержит большое количество документального материала, который обозначает штат художников мастерской, их послужной список, зарплаты и некоторые другие аспекты. В статье рассматриваются работы отдельных художников, оставивших заметный след в региональном промышленном дизайне. В статье впервые вводятся в научный оборот текстильные рисунки Владимира Маслова и Федора Антонова, поступившие в музейное собрание в 2020 году. Это их первая публикация. Статья предназначена для исследователей агитационного текстиля и важна для атрибуции агитационных тканей ивановского производства.

Ключевые слова: агитационный текстиль, агиттекстиль, художники текстильного рисунка, эскиз, художественная мастерская, рисовальная мастерская, трест, НЭП

THE AGITATION TEXTILE OF 1920–1930 YEARS: TO THE QUESTION OF THE CENTRAL DRAW WORKSHOP OF IVANOVO-VOZNESENSK STATE TEXTILE TRUST HISTORY

Galina A. Kareva
Ivanovo state museum of history and local lore of D. G. Burylin, 153012, Russia, Ivanovo, Sovetskaya St., 29​​​​​​​
galina_kareva10@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the Central Draw workshop of Ivanovo-Voznesensk State Textile Trust. It is the first try to examine the community of the artists as the phenomenon of the local industrial history. To solve the problem the sources of the Ivanovo State Museum of local history documentary fund and the Head of the workshop P. Leonov’s book of notes from a private collection were used.

The common central draw workshop establishment contributed to the strengthening of the Trust role as the industrial commercial unit. The drawings developed in the workshop were put into production at several factories of the region, the textile was sold under the Ivanovo-Voznesensk State Textile Trust brand and the drawings individuality was leveled. The Drawing Workshop regulated and ruled the process of textile ornament creation in the Ivanovo-Voznesensk region. Its development determinates the periods of the region textile design school development. Peter Leonov the leader of the Drawing wokshop played the great role in its forming mostly determinate the HR policy.

The article contains a lot of documental material that shows the artists stuff of the workshop, their service records, salaries and some other aspects. It deals the works of the several artists who has put a special track in the regional industrial design.

V. Maslov and F. Antonov’s textile ornament sketches are published for the first time and introduced into the scientific turnover. It was joined the collection of Burylin museum in 2020. The work is important for the attribution of the agitation textile manufactured in Ivanovo and illustrates the main stages of the Ivanovo agitation ornament development.

Keywords: agitation textile, the textile ornament draught crafters, designers, sketch, draw workshop, trust, New Economic Policy

Для цитирования: Карева Г. А. Агитационный текстиль 1920–1930-х годов: к вопросу о Центральной рисовальной мастерской при Иваново-Вознесенском государственном текстильном тресте // Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, 2024. № 2 (2). С. 172–193, DOI: 10.17323/3034-2031-2024-1-2-172-193

Агитационный текстиль — новое самобытное явление первых лет советской власти, ярко и образно отразившее ключевые моменты истории этого периода. Агитационность, злободневность, способность мгновенно откликаться на текущие события, публичность, яркость красок, броскость — характерные черты тканей тех лет. Для ивановского музея коллекция агитационных тканей является раритетной и содержит около одной тысячи образцов. Коллекция датируется 1922–1933 годами. Начало комплектованию коллекции положило предписание председателя правления Иваново-­Вознесенского треста Константина Ивановича Фролова директорам текстильных фабрик 1922 года: направлять образцы выпускаемой продукции в музей, при этом «давать исключительно образцы ходового товара и никаким образом не вырабатывать специальные образцы». Собрание тканей музея связано с историей двух трестов, в которые в 1920-е годы входили крупнейшие фабрики иваново-­вознесенского промышленного региона. Наиболее успешным был Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест, созданный в 1921 году. В него вошли 28 наиболее крупных предприятий Иваново-­Вознесенска, Тейкова, Родников, Вичуги, Кинешмы, Пучежа, Середы, Шуи, Кохмы.

Вопрос о создании Центральной рисовальной мастерской при Иваново-­Вознесенском государственном тресте никогда не становился предметом самостоятельного исследования. В работах по агитационному текстилю о мастерской упоминается лишь вскользь. Датой ее основания считают 1922 год, когда трест начал свою работу и были созданы все отделы треста.

Чтобы прояснить историю развития художественной мастерской, прежде всего стоит обратиться к личному архиву Сергея Петровича Бурылина, которого именуют пионером агитационного рисунка. Архив составляет более 100 предметов: личные документы, эскизы и текстильные рисунки, ткани и графические работы. Два документа содержат обширный послужной список художника. В документе «Сведения для трудового списка рисовального мастера фабрики НИМ (Новая ивановская мануфактура) С. П. Бурылина» от 14 июня 1936 года из музейного собрания он указывает, что одним из первых был приглашен работать в Центральную рисовальную мастерскую при тресте со 2 января 1923 года. Этот же факт он приводит в своей автобиографии. Отсутствие рисовальной мастерской при тресте объясняет факт, что рисунки первых агитационных платков, представленных на выставке трестированной промышленности в Москве в 1922 году, были разработаны художником-живописцем Леонидом Михайловичем Черновым-­Плёсским. Головные платки были выпущены Тейковской мануфактурой в 1922 году к пятой годовщине Октябрьской революции. Сохранились два вида платков этой серии под девизами «Вся власть Советам!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На первом платке портреты вождей вписаны в канву общего рисунка, рассказывающего о революционных событиях. Центральный рисунок называется «Демонстрация рабочих Петрограда в поддержку большевиков у здания Таврического дворца», а портреты вождей занимают скромные угловые мотивы. Платок создан для ношения, отсюда разворот композиции вокруг оси. Другой платок этой же фабрики воспринимается как плакат, пропадает утилитарность вещи. Портрет В. И. Ленина с этого платка позднее будет напечатан на траурных повязках делегации Иваново-­Вознесенской губернии.

На протяжении всего времени существования Центральной рисовальной мастерской при тресте ведущим художником был Сергей Петрович Бурылин. Его сотрудничество с комитетом по созданию треста начинается в 1921 году. Он создает эскизы товарных и торговых этикеток, участвует и побеждает в конкурсе на создание эмблемы треста. Еще в дореволюционный период предметом страстного увлечения художника стали ткани с тематическим рисунком, которые он собирал и старательно вклеивал в тетрадь. Свой первый тематический рисунок С. П. Бурылин создал в 1911 году к юбилею Отечественной вой­ны для одновальной полосатой ткани с узкой каймой. Рисунок каймы образован рядом погрудных портретов Наполеона. Возможно, выбор мотива рисунка связан с тем, что в указанный период правление Куваевской мануфактуры выписывало большое количество заграничных абонементных образцов ткани, прежде всего французских, чтобы следовать новым направлениям дизайна, а возглавлял рисовальную мастерскую фабрики французский художник Эрнест Лербье. В отличие от рисунка платков, где использовались изображения известных гравюр и литографий, орнамент ткани является самобытным и выполнен в традициях региональной школы текстильного дизайна.

Самые ранние агитационные рисунки художника в собрании музея датированы 1924 годом. Все они посвящены советской символике, и основным их орнаментом являются изображения серпа и молота. Рисунки выполнены различными графическими приемами: линией, пятном, штрихами. Композиции художника стали удачными примерами поисков нового направления в советском текстиле.

Заметный след в истории рисовальной мастерской треста первого периода оставил художник Владимир Маслов. Сведений об этом художнике практически не сохранилось, известны только его место работы в селе Тейкове и дата смерти в 1929 году.

Ил. 1. Владимир Маслов. Сатин декоративный «Трактор». 1925. Х/б ткань, прямая печать. Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест. Выпускался на фабрике им. рабочего Ф. Зиновьева, Большой Иваново-­Вознесенской мануфактуре (БИВМ). 36 × 49 см. Из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 1. Владимир Маслов. Сатин декоративный «Трактор». 1925. Х/б ткань, прямая печать. Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест. Выпускался на фабрике им. рабочего Ф. Зиновьева, Большой Иваново-­Вознесенской мануфактуре (БИВМ). 36 × 49 см. Из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Его декоративная ткань «Трактор» 1925 года давно вошла практически во все каталоги по агитационному наследию (Ил. 1). Рисунок ткани сложный, неторопливо повествовательный, яркий, отвечающий чаяниям и надеждам крестьян об изобилии, выполнен в «сытинской» манере, за что неоднократно подвергался критике. Художник, используя хорошо знакомую композиционную схему, привнес в нее новую актуальную тематику, сочетая иллюстративную повествовательность с наивной символикой, графичность — с ярким колоритом, столь характерным для ивановских тканей. Крупный раппорт, контрастные локальные сочетания делают композицию легко воспринимаемой на расстоянии. Ткань была представлена на выставке «Советский бытовой текстиль». Художник в той же манере создал еще ряд работ — ткани «Сельское потребительское общество», «Спорт», серию платков «Пионеры».

Ил. 2. Владимир Маслов. Текстильный рисунок [с автографом художника]. 1925. Бумага, гуашь. 17,6 × 18,5 см, паспарту 20,4 × 28,6 см. Первая публикация. Из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 2. Владимир Маслов. Текстильный рисунок [с автографом художника]. 1925. Бумага, гуашь. 17,6 × 18,5 см, паспарту 20,4 × 28,6 см. Первая публикация. Из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Несколько лет назад в фондовое собрание поступил крок художника с автографом (Ил. 2). Рисунок содержит дату 14 февраля 1925 года, а в верхнем углу паспорта стоит штамп рисовальной мастерской треста. В рисунке заметен сложный закрученный орнамент, представляющий собой удивительный симбиоз индустриального и растительного, а мягкие приглушенные оттенки совсем не похожи на каталожный рисунок «Трактор» того же времени.

В фондах музея, отражающих первый период существования рисовальной мастерской, есть и работы представителя большой династии художников — текстильщиков Логиновых. Ситцы по рисункам Константина Сергеевича Логинова лучше всего иллюстрируют отношение ивановских художников к новым экспериментам в области текстильного орнамента. Его работы можно было бы назвать традиционными, поскольку они были оформлены цветочно-­растительным орнаментом, но при более тщательном рассмотрении в тончайшей штриховой проработке виден лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Рисунки этих тканей считаются образцами высочайшего уровня граверского искусства.

Руководил художественной мастерской Петр Григорьевич Леонов, к тому времени маститый художник. Леонов — легендарная фигура среди художников прикладного направления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1939 года он был награжден орденом Ленина, его трудовой стаж составил около 50 лет. Среди тканей Куваевской мануфактуры, которые экспонировались на художественно-­промышленных выставках в Нижнем Новгороде 1896 года, Париже 1900 года, выявлено множество работ по рисункам этого художника.

Разрозненные документы музея удалось обобщить, когда несколько лет назад в частной коллекции была выявлена записная книжка Петра Григорьевича Леонова. Книга проливает свет на некоторые этапы существования мастерской (Ил. 3).

Ил. 3. Художники Центральной рисовальной мастерской Иваново-­Вознесенского государственного текстильного треста. Июль 1926 г. 16,8 × 22,5 см, паспарту 25 × 31,7 см. Слева направо, 1-й ряд: И. П. Хохлычев, Р. Г. Матвеева, Н. Трусова, Д. Н. Преображенская, К. И. Антипин; 2-й ряд: К. П. Соколов, Д. П. Бурылин, А. С. Медведев, П. Г. Леонов, Г. М. Голубев, С. Я. Савельев, Н. А. Ушаков; 3-й ряд: А. П. Миллионов, неизвестный, А. Г. Голубев, неизвестный, С. В. Логинов, неизвестный, А. Н. Матвеев; 4-й ряд: все неизвестны. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 3. Художники Центральной рисовальной мастерской Иваново-­Вознесенского государственного текстильного треста. Июль 1926 г. 16,8 × 22,5 см, паспарту 25 × 31,7 см. Слева направо, 1-й ряд: И. П. Хохлычев, Р. Г. Матвеева, Н. Трусова, Д. Н. Преображенская, К. И. Антипин; 2-й ряд: К. П. Соколов, Д. П. Бурылин, А. С. Медведев, П. Г. Леонов, Г. М. Голубев, С. Я. Савельев, Н. А. Ушаков; 3-й ряд: А. П. Миллионов, неизвестный, А. Г. Голубев, неизвестный, С. В. Логинов, неизвестный, А. Н. Матвеев; 4-й ряд: все неизвестны. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

В записной книжке П. Г. Леонова есть запись о ликвидации рисовальной мастерской треста по постановлению Правления Иваново-­Вознесенского текстильного треста от 30 октября 1926 года. Художники Леонов П. Г., Бурылин С. П. и Медведев А. С. не были уволены, но были причислены к Центральной граверной мастерской. На протяжении всего периода существования мастерской П. Г. Леонов активно продвигал рисовальщиков с Куваевской мануфактуры, в мастерской которой он проработал долгие годы.

Куваевская мануфактура в дореволюционный период представляла собой хорошо отлаженное производство с электрическим освещением, вентиляцией, с огромным объемом выпускаемой продукции — более миллиона кусков ситца и фасонных тканей в 1900 году. По количеству сортов тканей, качеству отделки, разнообразию и постоянному обновлению ­рисунков фабрика была лидером на российском текстильном рынке начала XX века. Ткани фабрики отличались сложными цветовыми сочетаниями, что стало возможным во многом благодаря талантливому колористу Владимиру Плужанскому, дворянину-­шляхтичу, который создал на предприятии лабораторию для изысканий в области текстильных красителей и технологий. Возможно, не последнюю роль в отборе художников сыграл и тот факт, что рисовальная мастерская треста располагалась на Куваевской мануфактуре.

Процесс ликвидации был длительным и завершился только к марту 1927 года. Кроме вышеперечисленных художников при граверной мастерской числился один ученик рисовальщика П. Н. Нечваленко. П. Г. Леонов указывает, что за полгода с апреля по сентябрь 1927 года было создано 90 рисунков по 33 руб­ля 6 копеек каждый. В основном Иваново-­Вознесенский трест выпускал ткани по дореволюционным рисункам, используя при этом старинные медные валы.

К осени 1927 года все фабрики Иваново-­Вознесенского текстильного треста работали на полную мощность, поэтому резко возрастала потребность в разработке новых рисунков. С 15 октября 1927 года в рисовальном отделении появились еще две ученицы — Д. Преображенская и Р. Матвеева. П. Г. Леонов в записной книжке приводит оклады сотрудников своего подотдела.

 

в день

в месяц

Леонов П. Г.

7–79

187

Медведев А. С.

5–50

132

Бурылин С. П.

5–50

132

ученики:

   

Нечваленко П. Н.

1–57

40–8

Преображенская Д.

1–57

40–8

Матвеева Р. Г.

1–57

40–8

 

23–80

571–24

Затяжные преобразования в структуре Центральной рисовальной мастерской не могли не сказаться на уровне рисунков и тканей выставки «Советский бытовой текстиль» 1928 года. На выставке были представлены ткани с рисунками от традиционных до новых агитационных. В ассортименте ивановских тканей продолжала сохраняться прежняя ориентация на крестьянский рынок, на советский и зарубежный Восток. Были широко представлены ткани с традиционными орнаментами: сарафанные ситцы с мелким рисунком, белоземельные мильфлёры, проработанные в технике «пико», ткани с восточным рисунком. Среди тканей «новых изысканней» достоверно известно только о представлении одной ткани-­ситца «Трактор» художника Владимира Маслова разработки 1925 года. Именно этот рисунок подвергла массированной критике искусствовед Фрида Рогинская.

Ил. 4. Кира Щуко. Ситец декоративный «Деревенский комсомол». 1927. Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест. Иваново-­Вознесенская губерния. Х/б ткань, прямая печать. 24,5 × 60 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 4. Кира Щуко. Ситец декоративный «Деревенский комсомол». 1927. Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест. Иваново-­Вознесенская губерния. Х/б ткань, прямая печать. 24,5 × 60 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Зато в разделе «Специфические узоры новых изысканий», где демонстрировались рисунки студентов ВХУТЕИНа, новая тематика доминировала. В числе прочих был выставлен рисунок «Деревенский комсомол» Киры Щуко (Ил. 4). Рисунок был отмечен дипломом второй степени. Позднее ткань с этим орнаментом будет выпускаться фабриками Иваново-­Вознесенского треста. В рисунке использованы условные сценки, посвященные уборке льна. Несмотря на громкое название, никаких обозначений символики комсомола в орнаменте не присутствует. Жизнеутверждающий яркий рисунок использует не только новые мотивы, но и отрицает композиционный строй традиционных тканей.

После выставки «Советский бытовой текстиль» начинается массированная пропаганда новых рисунков. Представитель Главискусства А. А. Федоров-­Давыдов охарактеризовал ткань как «идеологический товар» с огромным потенциалом, поскольку «текстиль распространяется ежегодно по всему лицу нашей страны в миллионах аршин, попадая даже в наиболее отдаленные медвежьи углы к самым отсталым народностям». Особенно привлекала автора мысль о том, что «искусство оформления предметов быта апеллирует непосредственно к нашим эмоциям, часто минуя логические ассоциации, воспринимаясь чисто рефлекторно и накладывая свою печать на самые основы психической жизни и общественного поведения человека».

На волне пропаганды и интереса к новым орнаментам в Иваново-­Вознесенске в 1928 году происходит восстановление Центральной рисовальной мастерской. В записной книжке П. Г. Леонов приводит копию письма директору Большой Иваново-­Вознесенской мануфактуры. Он информирует, что согласно постановлению Правления треста в Центральной рисовальной мастерской утверждается штат 10 человек, а также он прилагает списки возможных кандидатов на должности рисовальщиков. При этом обращает внимание, что «лица, фамилии коих подчеркнуты в списке, были бы желательны для дальнейшей работы в Рисовальной как более полезные для производства».

Ввиду важности информации и нахождения записной книжки в частной коллекции привожу списки полностью.

Леонов П. Г.

Родился в 1870 году. Образование начальное и самообразование. Поступил на фабрику Альб. Гюбнера в 1880 году. Работал на фабрике 3 года. В 1883 году поступил в рисовальное отделение учеником на той же фабрике. Работал в качестве рисовальщика до 1892 года. В 1892 году поступил в мастерскую текстильного рисования французского мастера К. Каплена. В 1893 году поступил на фабрику Товарищества Куваевской мануфактуры рисовальщиком. В. 1914 году (стал) рисовальным мастером на той же фабрике.

БИВМ

Всего на настоящей фабрике — 35 лет.

В текстильном производстве работаю 48 лет.

Медведев А. С.

Учился рисованию на фабрике Зубкова 2 года. Работал в мастерских текстильного рисования Каплена, Барабаша, Мотылева — 4 года. Работал на фабрике Полушина — 4 года. В 1893 году 12 апреля поступил на фабрику Товарищества Куваевской мануфактуры.

БИВМ

На настоящей фабрике работает 35 лет.

Родился в 1880 году. Производственный стаж общий — 48 лет. Образование начальное.

Бурылин С. П.

Учился и работал на фабрике бывшего Товарищества Куваевской мануфактуры.

Родился в 1876 году. Производственный стаж общий — 38 лет. Образование — городское училище и самообразование.

Нечваленко П. Н.

Год рождения 1910

Поступил учеником фабзауча 1 сентября 1925 года. Переведен учеником Брони с апреля 1927 года. Рассчитался по собственному желанию.

Соколов К. П.

Год рождения 1880

Производственный стаж — 27 лет.

На Сосневской фабрике — 2 года.

29 лет.

Образование начальное.

В 1932 году 5 декабря при поездке в Москву погиб, по неосторожности попал под поезд и был задавлен.

Преображенская Д. Н.

Год рождения 1908

Поступила ученицей Брони в 1924 году мая 14-го. В 1927 году в марте месяце по ликвидации Центральной рисовальной была сокращена и переведена в отдел ТНБ, 15 октября того же года снова была переведена в рисовальный отдел ученицей. Приписка: рассчиталась по своему желанию 1 сентября 1931 года.

Бабашев Г. С.

Год рождения 1882

Производственный стаж — 34 года. Образование начальное.

Голубев А. Г.

Год рождения 1884

Производственный стаж — 16 лет. Образование среднее, незаконченное.

Титов Г. И.

Год рождения 1880

Производственный стаж — 33 года.

Матвеева Р. Г.

Год рождения 1906

Поступила ученицей на фабрику «Зарядье» в 1924 году. В 1925 году переведена в Центральную рисовальную при фабрике БИВМ. В 1927 году по ликвидации Рисовальной переведена в механическую контору. С 1 ноября того же года снова переведена в рисовальное отделение ученицей. Приписка: рассчиталась по своему желанию 1 июля 1930 года.

Митяев И. И.

Родился в 1883 году

Производственный стаж — 31 год. Беспартийный. Образование начальное.

Данилов А. В.

Год рождения 1874

Производственный стаж — 45 лет. Беспартийный. Образование начальное.

Миллионов А. П.

Год рождения 1883

Производственный стаж — 27 лет.

Хохлычев И. П.

Год рождения 1891

Производственный стаж — 14 лет. Беспартийный. Образование начальное.

Гурковская В. В.

Год рождения 1908

Производственный стаж — 1 1/2 года. Партийная. Образование среднее.

Богословская О. В.

Год рождения 1905

 

В записной книжке упоминаются имена художников Логинова С. В., Швецова А. Г. и Зыковой З. П. с указанием зарплат и значительного количества выполненных рисунков, что свидетельствует об их работе в Центральной рисовальной мастерской.

В фондах музея хранится раритетный документ «Выклейка текстильных рисунков Центральной рисовальной мастерской. 1928–1930 годы». Книга велась руководителем Леоновым П. Г. и является официальным документом для начисления заработной платы художникам. Первая запись относится к августу 1928 года. Книга содержит полный реестр рисунков, созданных в данный период, с указанием дат, расценок, авторов эскизов и рисунков. Уникальным документ делают небольшие вклеенные образцы рисунков, которые позволяют точно атрибутировать местные ткани, к некоторым рисункам есть приписки, содержащие заключения художественного совета. Книга поступила в музей после закрытия крупного предприятия города АО «Большая ивановская мануфактура» (БИМ) в 2007 году. Решение о передаче коллекций фабрики в музей приняли акционеры накануне запуска процедуры банкротства.

Записи книги позволяют судить о четкой организации художественных процессов внутри мастерской. Создание текстильного рисунка состоит из двух этапов: эскиз и сам текстильный рисунок (крок). Эскизы местных рисунков содержали не только идею мотива, но и выверенный масштаб, предлагаемую рассадку орнаментов в рисунке. Зачастую эскизы и текстильные рисунки почти неразличимы, поэтому была распространена практика, когда художники сами преобразовывали свои эскизы в рисунки. Правда, случались исключения, когда эскиз дорабатывали ученики или молодые художники. Детальная проработка эскиза оставляла мало места для творчества рисовальщика. Основной его задачей становилось приспособление рисунка к техническим возможностям предприятия, прежде всего к ширине ткани. Вследствие этого в музейных коллекциях агитационного текстиля стало принято обозначать отдельно художника, автора эскиза и рисовальщика.

Располагая значительным реестром рисунков, созданных в художественной мастерской треста, можно выявить основные направления регионального текстильного рисунка. Самым значительным направлением орнаментации была производственная тематика, которая раскрывала основные направления государственной политики. Индустриализация, электрификация, коллективизация в ивановских текстильных рисунках передается через обобщенные силуэты фабрик, машин, механизмов.

Особое место занимают рисунки, именуемые в Иваново-­Вознесенске «перекатами» — изображение как бы вибрирует за счет толщины и частоты штриховых линий. Перевод текстильного мотива в условную графику дает интересное орнаментальное решение. В пределах одного цвета (красного, темно-­синего, черного, коричневого) в сочетании с фоном художники добивались удивительной декоративной выразительности. Благодаря этому приему узор на ткани получал динамичную игру силуэтных и линейно-­штриховых изображений, многократное повторение одинаковых элементов не воспринималось однообразным, и экономилась краска. Гармония вращающихся механизмов предстает на рисунках ивановских тканей в динамике во многих комбинациях. Лучшими примерами подобного решения являются ситцы С. П. Бурылина, Р. Г. Матвеевой, Д. Н. Преображенской, К. С. Логинова.

Нередко агитационный характер ткани подчеркнут использованием различной аббревиатуры КИМ, МОПР, СССР, РСФСР, ВКП (б), цифр 4 и 5, передающих популярный лозунг «Пятилетку в четыре года». Темы — советская символика, индустриализация и коллективизация — доминируют в ивановском рисунке. Но охват тем, которые использовали художники для создания новых рисунков, необычайно широк. «Красноармейцы на страже», «Буденовки», «На параде», «Долой неграмотность», «Пионеры на линейке», «Шагающие пионеры», «1 мая», «Международный женский день», «Ударная бригада» и другие передают кипучий ритм эпохи великих преобразований. Очень широко на текстильных изделиях представлены разные виды спорта. Особой популярностью пользовался водный спорт. Эта тема существует в огромном количестве вариантов на текстильных рисунках — парусники, водное поло, гребцы и другие мотивы.

Ивановские агитационные рисунки узнаваемы, они очень консервативны, в орнаментах превалируют традиционные текстильные схемы, в них нет динамики. Условные обобщенные мотивы и мелкий масштаб делали агитационные ткани близкими к традициям ивановской школы текстильного дизайна. Значительные изменения в региональном рисунке происходят после появления выпускников ВХУТЕИНа. Две художницы мастерской — Дарья Преображенская и Раиса Матвеева — являются его выпускницами 1929 года. Когда, получив образование, художницы вернулись в Иваново-­Вознесенск, они не могли сразу реализовать себя. Как и в бытность ученичества, девушкам доверяли только разработку текстильных рисунков по эскизам опытных художников. Наставниками выступали С. П. Бурылин и А. С. Медведев. Ранние работы Дарьи Преображенской лишены самостоятельности и невероятно похожи на работы Сергея Петровича Бурылина.

Ил. 5. Дарья Преображенская. Шерстянка. «Пятилетку в четыре года». 1930. Большая Кохомская мануфактура, г. Кохма, Ивановская промышленная область (ИПО). Х/б ткань, прямая печать. 17,5 × 27 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 5. Дарья Преображенская. Шерстянка. «Пятилетку в четыре года». 1930. Большая Кохомская мануфактура, г. Кохма, Ивановская промышленная область (ИПО). Х/б ткань, прямая печать. 17,5 × 27 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Еще в записной книжке П. Г. Леонов, предлагая кандидатуры в рисовальную мастерскую в 1928 году, выделил молодую художницу, отмечая ее высокий творческий потенциал. Начиная с 1930 года Д. Н. Преображенская создаст огромное количество рисунков, отличающихся динамичной, зачастую диагональной компоновкой (Ил. 5). В работах Д. Преображенской удачно соединились молодой задор, чувство нового и умение творчески переосмыслить тематические композиции в орнаментальные.

Ил. 6. Федор Антонов. Текстильный рисунок «Стройка» для сатина. 1929. Бумага, гуашь. 15,5 × 16,5 см, паспарту 18,5 × 23,3 см. Первая публикация. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 6. Федор Антонов. Текстильный рисунок «Стройка» для сатина. 1929. Бумага, гуашь. 15,5 × 16,5 см, паспарту 18,5 × 23,3 см. Первая публикация. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Особняком в ивановском агитационном рисунке стоят работы Федора Васильевича Антонова, который впоследствии станет народным художником РСФСР и известным живописцем. Работы мастера хранятся во многих музеях России. Поддавшись массированной пропаганде по созданию новых изысканий в текстильном рисунке, в 1928 году руководство треста пригласило для работы в Центральной рисовальной мастерской Федора Антонова, который на тот момент был студентом ВХУТЕИНа. Среди текстильных работ этого художника выявлен ситец «Строительство», выпущенный по его рисунку в 1928 году, который находится в собрании Государственного Русского музея. В 2008 году в коллекцию нашего музея поступило несколько эскизов Ф. Антонова, в том числе и для этой ткани (Ил. 6). Сотрудникам музея необыкновенно повезло, что на всех своих эскизах художник ставил собственные инициалы: «Ф. А.». Работы отличает ярко выраженный авангардный характер, он активно продвигает геометрические рисунки в орнаментации тканей. Однако линейно-­пространственные композиции орнамента динамически перегружены и слишком активны для ивановского текстиля. Отсюда рекомендации на полях паспарту «сделать рисунок мельче» или выпустить его по подкладочной ткани.

Разработанный в рисовальной мастерской рисунок запускался в производство сразу на нескольких фабриках. Самое большое количество агитационных рисунков выпускали две фабрики Иваново-­Вознесенска: фабрика имени рабочего Федора Зиновьева и Большая Иваново-­Вознесенская мануфактура. Кроме того, в коллекции музея есть подтверждение, что рисунки рисовальной мастерской активно использовал на своих тканях другой регио­нальный трест — «Ивтекстиль». В Иваново-­Вознесенске разрабатывались также рисунки для Владимиро-­Александровского треста. В записной книжке П. Г. Леонова содержится упоминание о 15 экспортных рисунках, которые были предназначены для фабрики «III Интернационала» в 1929 году. Дальше он упоминает о своем рисунке, разработанном для московской фабрики.

В Иваново-­Вознесенский трест из текстильного синдиката также прислали рисунки для печати на местных фабриках. Из синдиката поступили рисунки «Красные косцы» Л. Райцер, «Шагающие пионеры» М. Хвостенко, «Теннис» М. Ануфриевой и эскизы нескольких других художников. При этом необходимо отметить, что все рисунки проходили минимальную доработку орнамента местными художниками.

Ил. 7. Дина Лехтман-­Заславская, рисовальщик Павел Нечваленко. Фланель «Красноармейцы на лыжах». 1930. Тейковская мануфактура, г. Тейково, Ивановская промышленная область (ИПО). Х/б ткань, прямая печать. 101 × 56,5 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина
Ил. 7. Дина Лехтман-­Заславская, рисовальщик Павел Нечваленко. Фланель «Красноармейцы на лыжах». 1930. Тейковская мануфактура, г. Тейково, Ивановская промышленная область (ИПО). Х/б ткань, прямая печать. 101 × 56,5 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Самой значительной переработке подвергся рисунок «Красноармейцы на лыжах» Д. С. Лехтман-­Заславской (Ил. 7). Эскиз был закуплен Иваново-­Вознесенским трестом в январе 1930 года и доработан в текстильный рисунок П. Н. Нечваленко. Художник поменял масштаб орнамента, уменьшив его на четверть. Рисунок выпустили на ворсовой ткани, на фланели, что привело к значительной потере его агитационности. Примечательно, что среди тканей Иваново-­Вознесенского текстильного треста выявлено несколько агитационно-­тематических рисунков на зимнюю тематику, которые выпускались по тканям с ворсовкой. Фланели, бумазеи с их пушистой поверхностью работали на снежные орнаменты и, несомненно, демонстрировали интересные подходы художников-­дессинаторов. Все эти перемещения и активная работа художественного совета синдиката отражают возникновение единого художественного пространства.

В мае 1931 года Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест со всеми отделами был ликвидирован, а отпечаток того удивительного энтузиазма сохранился в изготовленных тканях, достойных изучения, коллекционирования и восхищения. Агитационные ткани — это интересное, мощное явление, как в художественной, так и социально-­политической жизни страны. Созданные в то время ивановские ткани, убедительные по силе художественного и философского начала, ярко раскрывают утопические воззрения послереволюционного периода. В рисунке ткани агрессивный пропагандистский заряд был завуалирован, облечен в художественно-привлекательный образ, а потому агитационный посыл достигал своей цели.

Так на десятилетия была запущена машина пропаганды, через утилитарный массовый предмет воздействующая на потребителей гораздо основательнее (как на уровне сознания, так и подсознания).

ИСТОЧНИКИ

Автобиография зав. рисовальной мастерской фабрики НИМ художника С. П. Бурылина. г. Иваново. 5 октября 1934 г. ИГОИРМ 79061/1.

Восстановление текстильной промышленности Иваново-­Вознесенской губернии в 1920–1925 годы. Сб. документов. Иваново, 1966.

Тетрадь художника С. П. Бурылина с образцами тематических тканей. г. Иваново-­Вознесенск. 1900–1920 гг. ИГОИРМ 79061/3.

Учетная тетрадь рисунков на фабрике «Красная Талка» художника О. В. Богословской. г. Иваново-­Вознесенск. 1930–1935 гг. ИГОИРМ 82715.

Выклейка текстильных рисунков Центральной рисовальной мастерской 1928–1930 гг. г. Иваново-­Вознесенск. ИГИКМ 84776.

Записная книжка П. Г. Леонова. г. Иваново-­Вознесенск. 1926–1931 гг. Частная коллекция.

«Сведения для трудового списка рисовального мастера фабрики НИМ (Новая ивановская мануфактура) художника — текстильщика С. П. Бурылина от 14 июня 1936 г.» г. Иваново. ИГОИРМ 79061/2.

БИБЛИОГРАФИЯ​​​​​​​

(1962). История города Иваново / под ред. Деева С. С., Шипулиной А. В., Глебова Ю. Ф. Иваново: Ивановское книжное издательство.

(1993). Великая Утопия: русский и советский авангард 19151932 [каталог выставки] М.: Галарт; Берн: Бентелли.

(2010). 100% Иваново. Агитационный текстиль 1920-х  1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. М.: Первая публикация.

(2010). Ситцевая Россия. [каталог выставки]. М.: Интербук-­бизнес.

(2020). Русская революция орнамента. Из собрания Музея художественного текстиля и костюма Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина». М.: Северный паломник.

(2021). Советские набивные ткани 19201930-× годов. Из собрания Музея прикладного искусства Академии Штиглица. СПб.: Санкт-­Петербургская государственная художественно-­промышленная академия.

Гусева К. Л. и Селиванова А. Н. (авт.-сост.). (2019). Ткани Москвы. М.: Кучково поле.

Карева Г. А. (2011). Ивановский агитационный текстиль. Орнамент и надписи // Теория моды. № 21. URL: http://www.intelros.ru/readroom/teoriya-mody/m21–2011/16429- ivanovskiy-­agitacionnyy-tekstil-­ornament-i-nadpisi.html (дата обращения: 01.04.2024).

Карева, Г. (1999). Новые явления в текстильной промышленности Иваново-­Вознесенской губернии в 1920-е годы // Забелинские научные чтения. Вып. 121. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М.

Карева, Г. А. (2007). К. И. Фролов: наброски к портрету (по личным дневникам) // История Тейкова в лицах: альманах. Тейково.

Мокров, К. И. (1986). Художники текстильного края. Л.: Художник РСФСР.

Рогинская, Ф. Я. (1930). Советский текстиль. М.: Художественное издательское акционерное общество АХР.

Соловьев, В. Л. и Болдырева, М. Д. (1989). Ивановские ситцы. М.: Легбытпром.

Спирихин, М. К. (1932). Как печатается ситец. М.-Л.: Государственное научно-­техническое издательство.

Федоров-­Давыдов, А. А. и Соболев, Н. Н. (1928). Вступительная статья к каталогу выставки «Советский бытовой текстиль». М.: Главискусство.

Ясинская, И. М. (авт.-сост.). (1977). Советские ткани 19201930-х годов. Л.: Художник РСФСР.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ​​​​​​​

Ил. 1. Владимир Маслов. Сатин декоративный «Трактор». 1925. Х/б ткань, прямая печать. Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест. Выпускался на фабрике им. рабочего Ф. Зиновьева, Большой Иваново-­Вознесенской мануфактуре (БИВМ). 36 × 49 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Ил. 2. Владимир Маслов. Текстильный рисунок [с автографом художника]. 1925. Бумага, гуашь. 17,6 × 18,5 см, паспарту 20,4 × 28,6 см. Первая публикация. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Ил. 3. Художники Центральной рисовальной мастерской Иваново-­Вознесенского государственного текстильного треста. Июль 1926 г. 16,8 × 22,5 см, паспарту 25 × 31,7 см.

Слева направо, 1-й ряд: И. П. Хохлычев, Р. Г. Матвеева, Н. Трусова, Д. Н. Преображенская, К. И. Антипин; 2-й ряд: К. П. Соколов, Д. П. Бурылин, А. С. Медведев, П. Г. Леонов, Г. М. Голубев, С. Я. Савельев, Н. А. Ушаков; 3-й ряд: А. П. Миллионов, неизвестный, А. Г. Голубев, неизвестный, С. В. Логинов, неизвестный, А. Н. Матвеев; 4-й ряд: все неизвестны. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Ил. 4. Кира Щуко. Ситец декоративный «Деревенский комсомол». 1927. Иваново-­Вознесенский государственный текстильный трест. Иваново-­Вознесенская губерния. Х/б ткань, прямая печать. 24,5 × 60 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Ил. 5. Дарья Преображенская. Шерстянка. «Пятилетку в четыре года». 1930. Большая Кохомская мануфактура, г. Кохма, Ивановская промышленная область (ИПО). Х/б ткань, прямая печать. 17,5 × 27 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Ил. 6. Федор Антонов. Текстильный рисунок «Стройка» для сатина. 1929. Бумага, гуашь. 15,5 × 16,5 см, паспарту 18,5 × 23,3 см. Первая публикация. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

Ил. 7. Дина Лехтман-­Заславская, рисовальщик Павел Нечваленко. Фланель «Красноармейцы на лыжах». 1930. Тейковская мануфактура, г. Тейково, Ивановская промышленная область (ИПО). Х/б ткань, прямая печать. 101 × 56,5 см. Из собрания Ивановского государственного историко-­краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина

SOURCES

The head the NIM fabric draw workshop S. Burylin autobiography. Ivanovo. 5Th of October, 1934. IGOIRM 79061/1.

The Ivanovo-­Voznesensk Province textile industry restoration in 1924–1925. The collection of documents. Ivanovo. 1966.

The S. Burylin copybook with the thematic textile exemplars. Ivanovo-­Voznesensk. 1900–1920. IGOIRM 79061/3.

O. Bogoslovskaya ornament draw registration book of the «Krasnaya Talka» fabric г. Ivanovo-­Voznesensk. 1930–1935. IGOIRM 82715.

The Central Draw workshop textile ornament drawings pasting book 1928–1930. Ivanovo-­Voznesensk. IGIKM 84776.

The P. Leonov’s book of notes. Ivanovo-­Voznesensk. 1926–1931. Private collection.

"The information for the labor list of the NIM fabric (The New Ivanovo Manufacture) textile ornament draught crafter S. Burylin from 14th of June 1936". Ivanovo. IGOIRM 79061/2.

REFERENCES

(1962). Istoriya goroda Ivanovo [The Ivanovo city history] / pod red. S. Deeva, A. Shipulinoy, J. Glebova. Ivanovo. [In Russ].

(1993). Velikaya Utopia: russkiy i sovetskiy avangard 1915–1932: catalog mezhdunarodnoy vystavki. [The Great Utopia: Russian and Soviet avangard 1915–1932: the international exhibition catalogue]. Moscow: Galart, Bern: Bentelli. [In Russ].

(2010). 100% Ivanovo. Agitatsionnyi tekstil’ 1920-kh-1930-kh godov iz sobraniya Ivanovskogo gosudarstvennogo istoriko-­kraevedcheskogo muzeya im. D. G. Burylina. [100% Ivanovo. Agitational textiles of the 1920s-1930s from the collection of the Ivanovo State Museum of Local History of D. G. Burylin]. Moscow: Pervaya publikatsiya. [In Russ].

(2010). Sitsevaya Rossiya. Katalog vistavki. [Printed cotton Russia. The catalogue of the exhibition]. Moscow: Interbuk-­biznes. [In Russ].

(2020). Russkaya revoljutsya ornamenta. Iz sobraniya Muzeya khudozhestvennogo tekstlyai kostjuma Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdenija visshego obrazovaniya “Rossiyskiy gosudarstvenniy universitet im. A. N. Kosygina” [Russian revolution of the ornament. From the Museum of art textile and costume collection of the Federal State Institution of Higher Education “The Kosygin State University of Russia”. Moscow: Severnyi palomnik. [In Russ].

(2021). Sovetskiye nabivniye tkani 1920–1930-h godov. Iz sobraniya Museya prikladnogo iskusstva Akademii Shtiglitsa. [Soviet printed textile of 1920–1930. From the collection of the Stieglitz Academy Museum of Applied Arts]. St. Peterburg: Sankt-­Peterburgskaya khudozhestvenno-­promyshlennaya academiya. [In Russ].

Guseva, Ksenia & Selivanova, Alexandra (comp.). (2019). Tkani Moskvi [Moscow textiles]. Moscow: Kuchkovo pole. [In Russ].

Kareva, Galina (1999). Novye yavleniya v tekstil’noi promyshlennosti Ivanovo-­Voznesenskoi gubernii v 1920-e gody [New phenomena in the textile industry of the Ivanovo-­Voznesensk province in the 1920s]. Zabelinskie nauchnye chteniya — 1999. Istoricheskii muzei — entsiklopediya otechestvennoi istorii i kul’tury. Vol. 121. Moscow. Pp. 359–365. [In Russ].

Kareva, Galina (2007). K. I. Frolov: nabroski k portretu (po lichnim dnevnikam) [K. I. Frolov: sketches to the portrait (based on the personal dairies)] // Istoriya Teikova v litsah: al’manakh [Teikovo history in persons: almanac]. [In Russ].

Kareva, Galina (2011). Ivanovskii agitatsionnyi tekstil’. Ornament i nadpisi [Ivanovo agitation textiles. Ornament and inscriptions]. Teoriya mody, 21. URL: http://www.intelros.ru/readroom/teoriya-mody/m21–2011/16429-ivanovskiy-­agitacionnyy-tekstilornament-i-nadpisi.html (access date: 01.04.2024). [In Russ].

Mokrov, Konstantin (1986). Khudozhniki tekstil’nogo kraya. [The artists of the textile region]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. [In Russ].

Roginskaya, Frida (1930). Sovetskiy tekstil [Soviet textile]. Moscow: Khudozhestvennoe izdatelskoe aktsionernoe obshestvo AHR. [In Russ].

Solov’ev Valery & Boldreva, Margarita (1989). Ivanovskie sitsy. [The Ivanovo chintz]. Moscow: Legbytprom. [In Russ].

Spirikhin, M. (1932). Kak pechataensya sitets. [How chintz is printed]. Moscow, Leningrad: Gosudarstvennoe nauchno-­tehnicheskoe izdatelstvo. [In Russ].

Fyodorov-­Davydov Aleksei & Sobilev, Nikolai (1928). Vstupitelnaya statya k katalogu vystavki “Sovetskiy bytovoi tekstil” [The introduction to the catalogue “Soviet household textile”]. Moscow: Glaviskusstvo. [In Russ].

Yasinskaya, Irina (comp.). (1977). Sovetskie tkani 1920–1930-kh gg. [The Soviet fabrics of the 1920s and the 1930s]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. [In Russ].

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.