Председатель Редакционного совета
Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, художник, создатель одного из первых в России дизайн-бюро Agey Tomesh, а также издательства «Книги WAM».
Доктор экономических наук, сооснователь и профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, член Учёного совета НИУ ВШЭ, директор Института развития креативных индустрий, генеральный продюсер фестиваля Telling Stories.
Доктор философских наук, кандидат архитектуры, профессор и завкафедрой искусства и средового дизайна Белорусского государственного университета. Приглашённый профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва), а также ряда европейских и американских университетов.
Кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент Международной академии архитектуры (МААМ). Историк архитектуры, архитектор-практик, критик, постоянный автор издательства TATLIN.
Профессор, до конца 2017 г. — заведующая кафедрой русского языка и русской литературы неаполитанского Университета Востока (Università degli Studi di Napoli «L’Orientale»), автор книг и статьей о российских писателях, художниках, театральных деятелях, артистах балета XIX-XX вв.
Кандидат искусствоведения, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры коммуникативного дизайна МГХПА им. С. Г. Строганова. Иллюстратор детских книг, член Московского союза художников. Автор лекционного курса по истории графического дизайна.
Кандидат искусствоведения, зам. главного редактора журнала «Искусствознание», старший научный сотрудник Сектора классического искусства Запада ГИИ МК РФ. Одна из ведущих специалистов по итальянской книжной миниатюре XV века.
Кандидат филологических наук, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ. Шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» издательства «Новое литературное обозрение».
Кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой «История искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ, член Ассоциации художественных критиков AICA-Russia. Автор массовых научно-популярных онлайн-курсов по истории классического и современного искусства.
Доктор искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист в области современной визуальной культуры, автор более 40 статей и монографии «Против индустрии образов: синтопические проекты в контексте современного искусства: монография». Организатор выставок и конференций, посвящённых искусству и дизайну.
Искусствовед, историк архитектуры, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды», профессор Отделения Международной академии Архитектуры (IAAM-МААМ), член Союза московских архитекторов, автор многочисленных статей по истории архитектуры и дизайну.
Москва
Искусствовед, коллекционер, куратор корпоративного собрания произведений искусства ХХ века ЮниКредитБанка (Москва). Специалист в области русского искусства ХХ века, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Фото Лены Авдеевой
Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, известный в России и за рубежом дизайнер и художник.
Создатель одного из первых в России дизайн-бюро Agey Tomesh, работы которого неоднократно отмечались наградами российских и международных конкурсов.
Инициатор создания первого профессионального клуба дизайнеров «Портфолио» в начале 1990-х. Является автором видеоинсталляций «Центральное телевидение» (АРТ МОСКВА, 2006) и «Душ» (в соавторстве с А. Пономаревым, 52-я Венецианская биеннале современного искусства).
С 2000 г. — издатель журнала «WAM (World Art Mузей)» и основатель издательства «Книги WAM», которое участвовало в создании широко известных проектов: «Издательская программа «Интерроса», «Библиотека РУСАЛа», «Издательский проект Владимира Лисина», программа «Новая история искусств». В рамках «Издательской программы «Интерроса» были выпущены: серия книг «Россия. XX век», книги «Советское кино. 1919–1991», «Русский театр», «Наши мультфильмы», «Московский метрополитен» и многие другие. Всего при участии «Книги WAM» в рамках «Издательской программы «Интерроса» было выпущено 24 издания.
Имеет правительственные благодарности и медали — Благодарность Президента Российской Федерации (июль 1996), медаль «Признание — 10 лет успешной работы» НИУ ВШЭ (май 2022).
Доктор экономических наук, сооснователь и профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, член Учёного совета НИУ ВШЭ.
Руководитель образовательной программы «Коммуникационный и цифровой дизайн», академический руководитель бакалаврской образовательной программы «Управление в креативных индустриях».
Директор Института развития креативных индустрий. Генеральный продюсер фестиваля Telling Stories.
Доктор философских наук, кандидат архитектуры, профессор и заведующий кафедрой искусства и средового дизайна Белорусского государственного университета.
Член Европейского общества культуры (Венеция), International Council of Museums, Белорусского Союза Дизайнеров, Белорусского Союза Архитекторов и Академии Архитектуры.
Приглашённый профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва) и ряда европейских и американских университетов (2000-2020): Государственная высшая школа строительства и формообразования Баухаус (Германия), Королевский университет Белфаста (Ирландия), Эдинбургский университет (Великобритания), Университет Палермо (Италия), Мичиганский университет и Университет Северной Каролины (США).
Председатель жюри Международного фестиваля современного и авангардного искусства «Мамонт», член международных жюри Golden Trezzini Awards и конкурса «Дизайн-Перспектива», куратор Национальной триеннале современного искусства (республиканской выставки изобразительных искусств, Министерство культуры Беларуси). Автор концепции и куратор серии выставок-биеннале «Оси экзистенции» (2000-2022).
Актуальные исследовательские интересы включают проблемы культурного многообразия внутри современности, модернизм как политемпоральный проект, архаизмы в модернизме. Автор исследований по теории и философии современного искусства и методологии проектирования (опубликованы в России, Беларуси, Франции, Германии, США. Великобритании).
Историк архитектуры, критик, архитектор-практик. Кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент Международной академии архитектуры (МААМ).
Автор 8 монографий и более 150 научных и критических статей, посвящённых истории модернизма, градостроительству Армении ХХ в., вопросам сохранения архитектурного наследия. Участник международных конгрессов по современной архитектуре в различных странах.
С 1995 года занимается архитектурной практикой, автор многих проектов и построек. В настоящее время является генеральным директором «Архитектурно-художественной мастерской Карена Бальяна».
Постоянный участник архитектурных выставок, лауреат советских и международных премий. Лауреат премий за исследовательские и проектные работы.
Член Союза архитекторов СССР (1981–1991), Армении (1991–2018), России (с 1991).
Профессор, до конца 2017 г. — зав. кафедрой русского языка и русской литературы Неаполитанского университета L'Orientale.
Один из заместителей директора Комиссии славянской эмигрантологии при Международном комитете славистов.
Член Редакционного cовета научных журналов: Arti dello spettacolo — Performing Arts (Annual Online Journal), «Вестник Московского университета. Филология», Acta Polono-Ruthenica и Slavia. Член Итальянской Ассоциации Славистов (AIS).
Автор книг и многочисленных статьей о писателях, художниках, театральных деятелях, артистах балета и танца XIX-XX вв. Главные публикации: Le avanguardie artistiche in Russia. Teorie e poetiche: dal cubofuturismo al costruttivismo (Bari, 1979); Das russische Theater in Berlin 1919-1931 (München, 1990); Aleksej Kručenych, La vittoria sul sole, traduzione e postfazione a cura di M. Böhmig, Doria di Cassano Jonio, 2003; La letteratura e le altre arti // Storia della civiltà letteraria russa, a cura di M. Colucci и R. Picchio, Torino, 1997; La danza libera nel paese del balletto. Isadora Duncan in Russia (1903-1918), Roma, 2016; V. Svetlov, Il balletto del nostro tempo. La danza ai tempi di Djagilev, Introduzione, traduzione dal russo e cura di M. Böhmig, Roma, 2023.
Редактор (совместно с другими) сборников: Capri: mito e realtà nelle culture dell’Europa centrale e orientale (Salerno-Napoli, 2005); Le capitali nei paesi dell’Europa centrale e orientale (Napoli, 2007); Ivan A. Bunins «Gospodin iz San-Francisko», Text — Kontext — Interpretation (1915-2015) (Köln-Weimar-Wien, 2016); Maksim Gor’kij: Ideologie russe e realtà italiana. Atti del convegno per il 150° anniversario della nascita di Maksim Gor’kij / Максим Горький: Российские идеологические контексты и итальянские реалии: Сборник материалов конференции к 150-летию со дня рождения Максима Горького, Roma 2020.
Заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе. Кандидат искусствоведения, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Приглашённый профессор Университета Браун (Провиденс, США) — 2002/03, 2006, 2007, 2010; Университета Альберта Людвига, (Фрайбург, Германия) — 2008; Венецианского международного университета, (Венеция, Италия) — 2015.
Круг научных интересов: история художественной критики и искусствознания, зарубежное искусство XV111-X1X веков, история восприятия зарубежного искусства в России (1890-е г.г — 1930-е гг.), феномен портрета, русский модернизм.
Автор многочисленных научных статей по русскому искусству и словесности, а также критической антологии: Russian and Soviet Views of Modern Western Art, 1890s — Mid 1930s. A Critical Anthology. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2009, серия The Documents of the Twentieth Century Art (2009).
Член редакционного совета журнала «Искусствознание». Член попечительского совета Музея русского импрессионизма (Москва).
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры коммуникативного дизайна РГХПУ им. С. Г. Строганова.
Иллюстратор детских книг, член Московского союза художников, секция книжной графики (с 2007 г.). Член независимого объединения художников книги «Волшебная пила». Художник-постановщик и режиссёр нескольких анимационных проектов — «Снегурочка», «Звезда Рождества», «Видео-антракт» (посвящение Эрику Сати).
Автор монографии «Текст и контекст в графическом дизайне» (2008 г.) и статей по проблемам взаимосвязи культуры, истории искусства и графического дизайна. Автор лекционного курса по истории графического дизайна.
В 2005–2015 гг. работала в НИИ РАХ в отделе «Русское искусство. ХХ век». Регулярно читает лекции по истории авангарда — фотографии и детской книги 1920–1930-х гг. в рамках различных выставок и образовательных программ.
Сокуратор многих выставок, посвящённых её прадеду Александру Родченко (Краснодар, Норильск, Витебск), в Москве — «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов» (2023).
Кандидат искусствоведения, зам. главного редактора журнала «Искусствознание», старший научный сотрудник Сектора Классического искусства Запада Государственного института искусствознания.
Сфера научных интересов — книжная миниатюра, искусство иллюстрированной книги Италии эпохи Возрождения, сады и парки Италии XV–XVII веков, научно-издательская деятельность.
Образование, гранты, стажировки:
Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1982. Специальность: искусствоведени.
Аспирантура Государственного института искусствознания,1985—1990.
Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Итальянская книжная миниатюра второй половины XV в. ее взаимоотношениях с живописью и книжной гравюрой», 1991.
Грант Фонда Джорджа Сороса, Россия — Программа научных исследований в области гуманитарных наук (История искусства), 1991.
Московский государственный лингвистический университет, переводческий факультет, итальянский язык, 1991–1993.
Шестимесячная стажировка в библиотеках Италии. Грант Фонда П. Гетти, США (Getty Grant Program for Scholars from Central and East Europe), 1993–1994. Исследовательский проект: «Итальянская книжная миниатюра XV в. Связи с живописью и книжной гравюрой».
Образовательная программа по ведению экскурсий и тематических занятий Художественного музея Тимкен, Сан-Диего, Калифорния, 2008–2009.
Международная междисциплинарная научно-исследовательская программа Института Варбурга / Центра изучения Ренессанса, Университет Уорик (Warburg / Warwick Renaissance Course). Источники и технологии в изучении Ренессансной культуры. Работа с рукописями, архивами, электронными ресурсами, 2013, Лондон.
Автор статей по итальянской книжной миниатюре Возрождения и ландшафтной культуре Италии XV–XVII веков. Составитель и ответственный редактор коллективных монографий Сектора Классического искусства Запада, куратор научной конференции «Ротенберговские Чтения» (Государственный институт искусствознания).
Кандидат филологических наук, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.
Шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» издательства «Новое литературное обозрение» (НЛО), редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», руководитель Mendit Research Lab — сообщества исследователей и практиков моды, аспирантов и магистров Высшей школы экономики и Московской высшей школы социальных и экономических наук.
Содиректор Performance Artistic Lab (PEARL) — Международной лаборатории исследований перформанса Школы дизайна НИУ ВШЭ, член редколлегий международных журналов Fashion Theory: the Journal of Dress, Body & Culture и Fashion Studies, куратор выставочной программы и программы «Мода» в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры (с 2010 г.).
Автор и ведущая подкастов «Жертвы моды» (сервис аудиокниг Storytel) и Repair and Society.
Кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой «История искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ, член Ассоциации художественных критиков AICA-Russia.
Сфера научных интересов: семиотика визуальных искусств, теория и история кино, современное искусство, видеоарт, западноевропейская живопись XVII-XIX вв., искусство XX-ХХI вв.
Автор статей в высокорейтинговых журналах и монографий: «Видеоарт. Монтаж зрителя», 2020 (лауреат Премии С. Курехина); «Эпоха Вермеера: загадочный гений барокко», 2020; соавтор книги «Россия: человек и образ мира. Наука, искусство, культура», 2022.
Автор массовых научно-популярных онлайн-курсов по истории классического и современного искусства.
Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ — 2022, 2021. Входит в Группу высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ).
Кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист в области современной визуальной культуры, автор более 40 статей и монографии «Против индустрии образов: синтопические проекты в контексте современного искусства: монография» / Саранск, 2022.
Организатор выставок и конференций, посвящённых искусству и дизайну, автор подкаста о современной визуальной культуре и видеоарте, член Ассоциации художественных критиков AICA-Russia.
Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ, 2021.
Искусствовед, историк архитектуры, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды».
Профессор Отделения Международной академии Архитектуры (IAAM-МААМ), член Союза московских архитекторов, автор монографии «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле», 2016 (лауреат премии «Просветитель») и многочисленных статей по истории архитектуры и дизайну, опубликованных на русском и иностранных языках.
Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ — 2021.
Искусствовед, коллекционер, куратор корпоративного собрания произведений искусства ХХ века ЮниКредитБанка (Москва).
Специалист в области русского искусства ХХ века, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Автор книг и статей по русскому искусству ХХ века. Автор альбомов: «Экспрессионизм. Эстетика маргинального искусства», 2005; «Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский», 2005; «Ростислав Николаевич Барто», 2006; «Алексей Васильевич Каменский», 2007; «Василий Андреевич Коротеев», 2012; «Георгий Щетинин», 2016; «Арсений Шульц», 2018; «Леонид Зусман», 2022.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.