ISSN 3034-2031

 

От редакции

Дорогие друзья!

Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет шестой выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. В этом выпуске мы открываем доступ к нетрадиционному дискурсивному полю, прорабатывая маргинальные истории в области портретного жанра. Внимание наших авторов сосредоточено на теоретических аспектах искусства как на пространстве внутренней множественности и скрытых смысловых нюансов. Их интересует портрет не только как специфический медиум истории и как оптика документальности, но и те иконографические паттерны, которые долгое время находились вне поля исследовательского внимания. Портрет важен для них как визуальное событие и предмет, в котором зафиксированы знаки воображаемой реальности, воспроизведены следы эпохи и философия времени. Потрет, на наш взгляд, — это и тотальный символ культуры, метка на полях, жест художника, в котором обнаруживается дыхание Хроноса. Искусство портрета — приобщение к загадкам видимого и невидимого, к аллюзивному письму, в котором внешняя легкость и ясность обманчивы. Исследовать искусство портрета под микроскопом — значит заведомо отвергнуть эстетические стереотипы и прорваться в глубину подтекстов и внутренних страт текста, сокрушив иллюзию кажущейся простоты.

Открывает наш выпуск статья Марии Лидовой «“Квадратный нимб”: к вопросу о развитии портрета в эпоху раннего Средневековья». Она посвящена традиции создания портретных изображений в монументальных декорациях раннесредневековых церквей. Речь идет о приеме акцентирования лица заказчиков или исторических фигур с помощью прямоугольного обрамления головы, известного как «квадратный нимб». В центре внимания автора — декорации часовни Кирика и Иулитты в церкви Санта Мария Антиква и фигура ее заказчика — примикирия Феодота. Последовательное изучение этого и других сохранившихся в Риме настенных живописных и мозаичных портретов позволяет автору сделать важные выводы о природе, развитии и происхождении «квадратного нимба».

Регина Гайнуллина в статье «Портрет-­аллегория в итальянской живописи XVI века: генезис, смыслы и функции» исследует визуальные тропы в ренессансной портретной живописи. Автор апеллирует к особому типу портретной живописи Ренессанса, в котором современный облик модели соединяется с атрибутами и аксессуарами, свой­ственными персонажам древней истории, мифологии и Библии. По мысли автора, подобные портретные изображения встречаются в наследии мастеров по всей Италии — у Аньоло Бронзино, Доменико Пулиго, Джованни Джироламо Савольдо, Себастьяно дель Пьомбо и многих других. В центре авторского внимания — портреты-­аллегории, на которых модели однозначно идентифицированы, а программа и обстоятельства заказа ясны, но вместе с тем мало проанализирован круг источников, как литературных, так и визуальных, которые повлияли на формирование и распространение этого жанра.

В статье Романа Холева «Медаль и ее роль в портретной концепции Алессандро Аллори» анализируются портретные концепции, связанные с ранним периодом творчества флорентийского художника Алессандро Аллори и относящиеся к годам его обучения в мастерской Аньоло Бронзино, образовательной поездки в Рим и первых лет самостоятельной работы во Флоренции (1550–1560-е годы). Важное место в статье занимает изображение медалей, медальонов и камей all’antica, которые художник вкладывает в руки своих моделей и делает частью сложных аллегорических программ. Автор обращает внимание на интерес Аллори к теме медали, на специфические способы ее интеграции в пространство портрета и на ту роль, которую она получает в контексте флорентийского искусства зрелого маньеризма. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что обращение Аллори к теме медали непосредственно связано с его освоением типа «портрета коллекционера», который распространяется в итальянском искусстве второй четверти XVI века как реакция на растущий интерес к теме Античности; псевдоантичные медали становятся для художника оригинальным способом введения во флорентийский портрет темы all’antica, которая возводится в эти годы в ранг «официального» политического, культурного и художественного дискурса Козимо I Медичи.

Светлана Мурашкина в статье «Женский портрет в творчестве Лукаса Кранаха Старшего: между идеалом и индивидуальностью», исследуя портреты Кранаха, акцентирует внимание на том, что художник наряду с мужскими портретами часто обращается к изображению женских и детских лиц, что отличает его от большинства художников-­современников. В виттенбергский период Кранах вырабатывает свой ярко выраженный стиль и канон красоты, широко растиражированный его мастерской. По мнению автора, утвердившееся представление о женском идеале в портретах Кранаха зачастую приводило к ошибочному определению персонажа. Самый яркий пример — образ Сибиллы Клевской, супруги саксонского курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного. Большинство изображений, в течение веков считавшихся портретами Сибиллы, таковыми не являются. В статье предпринимается попытка на примере ряда женских портретов разделить индивидуализированный и идеализированный тип изображения в творчестве Кранаха и выявить принципы, которыми руководствовался мастер при выборе того или иного персонажа.

Еще одна интереснейшая тема представлена в статье Дианы Титаревой «Жанр портрета в японской гравюре: специфика художественного языка мастеров сосаку-­ханга середины ХХ века Сэкино Дзюнъитиро и Сайто Киёси». В центре исследовательского внимания — знаковые графические произведения середины ХХ века, выполненные в жанре портрета двумя яркими представителями сосаку-­ханга: Сэкино Дзюнъитиро и Сайто Киёси. Сосаку-­ханга — это многогранное направление, где каждый из граверов выбирал свой собственный путь развития творческого языка, при этом имея общий источник вдохновения и способ воплощения идей. Автор рассматривает портреты не только Сэкино Дзюнъитиро и Сайто Киёси, сочетающие в своем творчестве как западноевропейский, так и к японский художественные языки, но также обращается к работам ряда мастеров предыдущих эпох с целью раскрыть интерес к изображению личности и ее многогранной индивидуальности.

Завершают выпуск две статьи, не связанные с изучением специфики жанра портрета в истории мировой живописи, но значимые для репрезентации новейших научных дискурсов. Светлана Ковалевская представляет на суд читателям статью «Английские иллюстрированные рукописи эпохи готики: типология, эволюция». В ней автор, размышляя о разных периодах в развитии готической книги в Англии, замечает, что долгое время такой книгой была Псалтирь, которая проходила последовательную эволюцию — от романских рукописей с циклом полностраничных фронтисписов и большими «альбомами» перед текстом к рукописям высокой готики, где главным элементом декора становится инициал: историзованный, орнаментальный, филигранный. Визуальной инкрустацией таких книг являются декоративно-­орнаментальные элементы: бордюры, межстрочные орнаменты и гротески и т.д. В статье Оксаны Лысенко «Авторские рамы раннего периода творчества Н. К. Рериха: к проблеме экспонирования картин художника» акцент делается на проблеме картинного обрамления. Изучая многочисленные археологические материалы, исследовательница приходит к выводу о том, что художник экспериментировал с разными материалами, применял различные техники декорирования: резьбу и роспись по дереву, тиснение по сырому гипсу, присыпку песком, бронзовой пудрой или твореным золотом, тонирование краской. Выполненные по его замыслу уникальные рамы являются свое­образным продолжением картин, их неотъемлемой частью.

Замеченные нашими авторами уникальные художественные мистерии и линии видимого, несомненно, расширяют пространство визуального. В этом смысле портретный жанр обнаруживает в обыденном доказательства иного взгляда, особые оптические пределы и иконографические границы. Авторы предлагают читателям посмотреть на привычные портреты «сквозь» — так, чтобы можно было увидеть тайную сценографию визуальных парадоксов. Они преодолевают застылость привычных образов, аннулируя дистанцию между прошлым и настоящим.

Желаем вам увлекательного чтения!

Команда Школы дизайна НИУ ВШЭ

30.06.2025

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.