Дорогие друзья!
Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет третий выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, в котором вы найдете оригинальный материал по теории и истории театра и кино, обнаруживающий новые грани научной дискурсивности. В центре внимания наших авторов театр как зрелище и синтетическое действо, в котором органически соединяются все виды искусства. Известные в нашей стране и за рубежом искусствоведы и культурологи предлагают нам взглянуть на захватывающее исследовательское поле, зафиксировать временные и пространственные сопряжения, а также приглашают посмотреть на устоявшиеся представления о театре под другим углом и расширить границы искусства — увидеть мир «различно».
Открывает выпуск статья Натальи Вавилиной «Teatro del Mondo. Венецианские плавучие театры XVI–XXI веков», в которой автор анализирует феномен «театров Мира», плавучих сооружений центрической формы, являвшихся частью венецианских празднеств XVI столетия. Венецианские «машины Мира» (еще одно их общепринятое название) имели непосредственное отношение к архитектурным опытам Чинквеченто и оказались отражением универсальных идей, воплощая ренессансный принцип «сцены мира» (mundana scena), успешно реализованный в пространстве города. Впервые в научный оборот вводятся документы эпохи — «Сведения о „театрах Мира“» из венецианских «дневников» Марино Санудо (1530), проект реконструкции гавани Сан-Марко, представленный Алвизе Корнаро в Департамент водных путей Венеции (ок. 1560), а также другие тексты, за что мы признательны и чрезвычайно благодарны автору.
Татьяна Котельникова в статье «Нюрнбергский карнавал на переходе к Новому времени» скрупулезно исследует уникальную «Книгу шембарта» (1590–1620) из Библиотеки Калифорнийского университета, в которой описан культурнохудожественный процесс в Нюрнберге до и после 1539 года, когда в городе состоялся последний шембартлауф. Изучая изображения на тему карнавала, автор предлагает свой оригинальный способ анализа — в «Книге шембарта», по ее мнению, за иносказательным языком орнаментальных мотивов, карнавальных аксессуаров и реквизита проступает художественная реконструкция эпохи, в которой карнавал достиг полного раскрытия своего синкретического характера, причудливого соединения обрядности и импровизационного прототеатра.
Статья Татьяны Шовской «La belle danse на габсбургской придворной сцене в конце XVII — первой трети XVIII веков» посвящена исследованию la belle danse — именно такое наименование получил стиль, выработанный в Королевской академии танца Людовика XIV, который практиковался на подмостках венского придворного театра. Все эти процессы рассматриваются в статье на конкретных примерах театральных событий, происходивших при габсбургском дворе. Автор, апеллируя к многочисленным историографическим источникам, показывает, что танцевальная культура начиналась у Габсбургов с придворных балетов, которые постепенно трансформировались в сценический танец, а сам он становился профессиональной областью деятельности.
В статье Ольги Никитиной «Костюмы придворных балетов во Франции XVII века» рассматривается эволюция придворного спектакля — от развлечения до средства репрезентации образа монарха и его политики. Благодаря придворным балетам, в которых участвовал король Людовик XIV и его приближенные, к концу XVII века сложилась прочная традиция постановки балетных и оперных спектаклей, включая и репрезентацию костюма. Подробно рассматривая элементы мужского и женского костюма, автор обращается к первым профессиональным театральным художникам в истории западноевропейского театра, которые создавали разнообразные наряды, декорации и машинерию.
Екатерина Артамонова в увлекательной статье «Испанский театр кукол в Севилье XVII века» предлагает свой авторский взгляд на природу кукольного театра в Севилье XVI–XVII веков. Как полагает исследователь, благодаря успешному завершению процесса оцифровки архивов и на основании первоисточников сегодня можно реконструировать кукольный театр и сравнить его с современными аналогами. Поскольку в отечественном театроведении не существует монографий, посвященных испанскому кукольному театру, целью статьи является привлечение внимания к актуальности проблемы и к прояснению ключевых моментов на примере реконструкции спектакля труппы В. Коломера в Коррале Монтерия в Севилье XVII века.
Статья Евгении Орловской «Русский стиль мастеров Абрамцевского круга: от театральных подмостков к предметно-пространственной среде» посвящена изучению связи русского стиля в интерьерах конца XIX — начала XX столетия с новаторскими находками в театрально-декорационной деятельности мастеров Абрамцевского круга. По мнению автора, творческий универсализм братьев Васнецовых, Коровина, Головина и Врубеля обозначил новый этап развития «неорусского стиля», а внестанковая деятельность нового поколения ярких индивидуальностей вылилась в многообразие художественных произведений в разных видах искусства. Театральные декорации и мебель, меню и сценические костюмы, предметы интерьера и ювелирные украшения, вазы и изразцы, печи и камины, панно и скульптуры, текстиль и осветительные приборы, эскизы и монументально-декоративные циклы их авторства остались эталонными произведениями в истории русской изобразительной культуры и демонстрировали художественный синтетизм. В центре внимания автора — театральные постановки опер Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, М. И. Глинки, в которых был продемонстрирован новый репертуар архитектурно-декоративных мотивов, обогативший традиционное сценическое пространство и интерьерные практики эпохи символизма и модерна.
Две последние статьи третьего выпуска посвящены искусству кино. В статье «Советский „конструирующий“ монтаж и экранный образ как символическая форма» Александра Першеева пишет о советском монтаже, который осмысляется автором с метапозиции, объединяющей методы искусствоведения, семиотического анализа и классического структурализма, что расширяет горизонты видения и исследовательские поля. Предметом изучения в статье выступает корпус авангардных фильмов С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Дзиги Вертова и других кинематографистов, систематически развивавших принципы выразительного монтажа. В статье Тамаша Кишбали «Под слоем золотой краски. Древняя Месопотамия в итальянском популярном кино 1960-х» предпринята попытка через анализ фильма «Я — Семирамида» (реж. П. Дзельо, 1963) показать, на основании каких источников, с какими модификациями и с какими дополнительными коннотациями представляется «древний Восток» в пеплумах указанного периода. Автор скрупулезно исследует визуальный мир искусства, выявляя ряд типичных пространств (тронный зал, храм, покои и др.), анализируя роль статуй и рельефов, многие из которых имеют реальные археологические прототипы. На общем древневосточном фоне ярко выделяются эпизоды, отсылающие нас и к классическому античному наследию.
Авторы третьего выпуска предлагают читателям посмотреть на универсальную историю искусства, используя новую оптику, а также репрезентируя оригинальные инструменты изучения текстов искусства. Выходя порой за ограничительные рамки видов и жанров искусства, они пишут об истории театра и кино не только как о зрелище, но и как о своеобразном отпечатке культурной памяти и картографии накопленных знаний. От всей души желаем нашим читателям, сохраняя историографическую дистанцию, разобраться в научных комментариях и приблизиться к масштабному видению искусства.
С наилучшими пожеланиями,
команда Школы дизайна НИУ ВШЭ
30.09.2024
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.