ISSN 3034-2031

 

От редакции

Дорогие друзья!

Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет четвертый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, в котором собран уникальный материал по искусству Средних веков, начиная с раннехристианских произведений Х—XII веков и заканчивая рукописями позднесредневекового периода, русской архитектурой XIV — начала XVI столетий и декоративно-прикладным искусством немецкого Возрождения. Тематический сборник объединил ведущих российских и зарубежных ученых, людей, давно работающих в этой сфере. Отказавшись от общепринятых классификационных ограничений, ибо «рамок в истории искусства просто не существует» (Ханс Бельтинг), они предложили авторскую трактовку удивительных феноменов, долгое время остававшихся за пределами исследовательского внимания.

Открывает сборник статья Виталия Сусленкова «Переосмысление и трансформация античных образов, сцен и тем в раннехристианском искусстве», в которой автор дает краткий обзор основных путей, по которым в раннехристианском искусстве происходила миграция и трансформация образов и сцен античной языческой сюжетики, так что некоторые из них были полностью переосмыслены в русле interpretatio christiana. Анна Пожидаева в тексте «Воскрешение Лазаря в искусстве Средних веков: искусство мимикрии или сюжет-хамелеон» предлагает читателям посмотреть на известный сюжет в христианской иконографии через «мимикрию» как подражание и заимствование всей композиции или ее частей из разных чужеродных сцен. Автор предпринимает попытку проанализировать источники визуальных цитат и проследить возможные истоки основных элементов иконографических схем в изображениях Воскрешения Лазаря от III до XV века. Юлия Сычева в статье «Самсон как прообраз Христа в иконографии западноевропейских памятников XII века» обращается к еще одному известному иконографическому образу в западноевропейских памятниках XII века — фигуре ветхозаветного судии Самсона в качестве прообраза Христа. Автор очерчивает круг возможных текстовых источников и сюжетов из истории Самсона: Врата Газы, Схватка со Львом и Гибель Самсона (в пасхальных секвенциях Адама Сен-Викторского, в Speculum Ecclesiae Гонория Августодунского). Двенадцать прообразов из жизни Самсона использованы в качестве ветхозаветных префигураций в тексте Pictor in Carmine (ок. 1200).

Следующий блок статей посвящен христианской иконографии и пастилье в убранстве священных образов. Автор статьи «Чудотворная икона Богоматери Тихвинской: датировка, атрибуция, иконография, ранняя история почитания» Ирина Шалина, апеллируя к архивным и текстологическим данным, ставит важный вопрос об атрибуции и датировке чудотворной иконы Богоматери Тихвинской, предлагая свою научную гипотезу и новый инструментарий иконографической интерпретации. Анализ композиционных особенностей иконы доказывает отсутствие точных иконографических аналогий, хотя в восточнохристианском мире находится немало близких решений образа Перивлепты Аристерократусы, порой представленной с обнаженной стопой Младенца — основной приметой тихвинской Одигитрии. Ольга Лысенко в статье «Пастилья или „рельеф из гипса“ в убранстве священных образов» анализирует убор священных образов, обращаясь к технологическим и художественным особенностям, существовавшим в разное историческое время начиная с XIII века. Несомненный интерес для читателей представляет анализ хранящегося в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан образа «Царь Царем» 1680-х — начала 1700-х годов из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске.

Анализ роскошных манускриптов эпохи Средневековья представлен в двух статьях. Елизавета Зотова обращается к иллюстрированным календарям в тексте «Иллюстрированные календари в позднесредневековых рукописях: функция, традиция, иконография (на примере рукописей из собрания Российской государственной библиотеки)». В орбите ее внимания — структура построения визуального материала в календарях и художественные особенности, которые непосредственно связаны с назначением самой книги: так, в богослужебной рукописи сцены календарных работ, так же как и изображения знаков зодиака, могут выступать в качестве обозначений конкретных месяцев, а в книгах часов, прошедших путь от молитвенника для мирян до ценного предмета коллекционирования, могут стать полноценной иллюстрацией и будут рассматриваться как произведение искусства. Все эти аспекты наглядно демонстрируют три французские рукописи, находящиеся в собрании отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Анастасия Егорова в статье «Визуальные диаграммы Speculum theologiae и средневековое искусство памяти» обращается к сборнику иллюстраций-диаграмм Зерцало теологии (Speculum theologiae), который представляет собой предельно концентрированное визуальное воплощение католической дидактики XIII–XV веков. В иллюстративный ряд Зерцала входили миниатюры с изображениями как абстрактных таблиц и циркулярных диаграмм, так и вполне фигуративных образов: херувимов и серафимов, деревьев и башен. На примере рекомендаций для проповедников в сборниках Artes praedicandi и некоторых миниатюр Зерцала теологии автор показывает механизм работы иллюстративных таблиц в качестве мнемонических пособий и предлагает уникальный ключ к дешифровке отдельных иллюстраций Speculum theologiae.

Лада Ковальчук в статье «Архитектурные элементы и пространство в декоре нюрнбергского художественного серебра» предлагает читателям посмотреть на культурное наследие Нюрнберга с необычного ракурса — с точки зрения пространственных мотивов и архитектурных элементов в декоре нюрнбергского серебра. Несмотря на то, что основное внимание уделено памятникам ренессансного серебра Нюрнберга из собрания Оружейной палаты Музеев Московского Кремля, в декоре которых архитектурные образы используются для оформления различных сюжетов и персонажей (аллегорий, персонификаций, добродетелей, времен года, знаков зодиака, сцен охоты и быта), истоки и конкретные изобразительные примеры автор находит и в более ранних периодах. В статье выявлена специфика изображения пространства в предметах сета, а также расширен и уточнен круг возможных визуальных влияний.

Мы чрезвычайно рады представить перевод (выполненный Марией Бабичевой) статьи Андреа Спирити — ординарного профессора факультета Гуманитарных наук и инноваций Университета Инсубрии, Варезе-Комо, Италия — «Под знаком Браманте: два московских периода Алевиза Нового из Ланцо» и сердечно благодарим исследователя за предоставленные нам авторские права и разрешение на публикацию материала. В центре научного внимания Спирити — архитектурная деятельность Алевиза Нового из Ланцо д’Интельви, сначала в Крымском ханстве (1504–1514) и затем в Великом княжестве Московском (1514–1531), которая впервые рассматривается с точки зрения ее зависимости от ломбардской архитектуры как в период становления последней, так и в дальнейшем, учитывая свойственную озерной территории практику обмена информацией. Автор убедительно доказывает, что в московских проектах Алевиза — в многочисленных постройках Кремля и, главным образом, в готико-ренессансном гигантизме церкви Вознесения Господня в Коломенском — архитектор апеллирует к собственным цитатам из миланских и римских проектов.

Воссозданная в четвертом выпуске журнала картография и визуальная грамматика искусства европейского и русского Средневековья призваны переосмыслить художественное наследие уникального периода в истории искусства через неординарные научные комментарии и новаторские исследовательские гипотезы. Наши авторы предлагают посмотреть на известные артефакты пристальным взглядом внимательного читателя, найти неожиданные сопряжения и переклички, пробраться сквозь лабиринт новых смыслов. Мы от всей души желаем нашим читателям получить удовольствие от дешифровки иконографических паттернов и сполна насладиться прекрасным визуальным рядом, представленным нашими авторами.

С наилучшими пожеланиями,
​​​​​​​команда Школы дизайна НИУ ВШЭ

29.12.2024

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.